Особенности в обнаружении неисправностей в цепях освещения автомобилей

Печать

Рассматривая электрические схемы освещения автомобилей различных марок (они даны в общих развернутых схемах электрооборудования в приложении), можно убедиться в том, что все они чрезвычайно схожи, а значит, все сказанное относительно обнаружения и устранения неисправностей для системы освещения автомобиля ГАЗ-69 действительно и для других марок автомобилей. Тем не менее, необходимо считаться и с отдельными отличиями в схемах. Следует отметить, что у одной и той же марки автомобиля, но разных годов выпуска бывают отличия в схемах электрооборудования и иногда даже более существенные, чем у автомобилей разных марок. Изучив ряд схем электрооборудования, читатель приобретет опыт в распознавании отдельных отличий в схемах, и они не будут представлять затруднений в процессе обнаружения неисправностей.

 

 alt

 

У грузовых автомобилей (ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-157, МАЗ-200 и др.) основной предохранитель системы освещения смонтирован не отдельно, как у легковых автомобилей «Победа», «Волга» и как мы видели у автомобилей ГАЗ-69, а на центральном переключателе света (рис. 31). Это тоже термобиметаллический предохранитель, однако не кнопочный: у него нет кнопки, с помощью которой снова можно было бы замкнуть цепь, как у предохранителя на автомобиле ГАЗ-69. Здесь биметаллическая пластина, после того как остынет, сама изгибается обратно и снова замыкает цепь. Но поскольку короткое замыкание еще существует, она под действием чрезмерного тока быстро нагревается, и контакты опять размыкаются. Таким образом, пока короткое замыкание не ликвидировано, такой предохранитель периодически размыкает и замыкает цепь. При этом слышно характерное щелкание, а лампочки либо совсем не горят вследствие большого падения напряжения, либо мигают. Стрелка амперметра в такт размыканиям и замыканиям то отклоняется на всю шкалу, то возвращается в исходное положение. Такое проявление короткого замыкания и используется при выявлении неисправного участка цепи путем переключения центрального и ножного переключателей, как это было описано для автомобиля ГАЗ-69: как только неисправный участок оказывается включенным, предохранитель щелкает; как только его отключим, щелкание прекращается и остальные потребители начинают действовать нормально.

У рассматриваемого центрального переключателя пять клемм (рис. 31). Клеммы 1, 2, 3 и 4 имеют то же назначение, что и у центрального переключателя, рассмотренного ранее, а к клемме 5 присоединяется провод от стоп-сигнала. Она всегда под током, поскольку соединяется с клеммой 1 только через контакты предохранителя. На автомобилях, у которых уже производилась смена электропроводки при ремонте или сами водители уже отключали провода от клемм, иногда встречается неправильное присоединение: питающий провод от амперметра идет не к клемме центрального переключателя, а к клемме 5. Это очень опасная ошибка. При этом питание ко всем цепям освещения поступает, минуя предохранитель, и в случае короткого замыкания провода могут загореться и произойдет пожар.

Необходимость учета частных особенностей схемы электрооборудования автомобиля данной марки можно показать на следующем примере. Рассматривая развернутую схему электрооборудования автомобиля ГАЗ-63, легко заметить, что провод от клеммы 1 центрального переключателя к амперметру является общим также и для системы зажигания, поскольку она получает питание на клемме 1 центрального переключателя света. Таким образом, если оборвется провод, питающий освещение, перестанет действовать и зажигание, а если зажигание действует, значит, этот провод цел. Следовательно, если производится поиск неисправностей в системе освещения в направлении от фар, подфарнике и т. д., конечной точкой поиска должна быть клемма 1 центрального переключателя света. А у автомобилей ЗИЛ-164, ЗИЛ-157 (см. рис. 80) цепь освещения простирается до клеммы AM на включателе зажигания, и лишь от этой клеммы далее к амперметру провод будет общим как для освещения, так и для зажигания.

Неотъемлемой частью в электрическую схему освещения входит схема световой сигнализации. К ней относятся и стоп-сигнал, и задние фонари, и подфарники, служащие габаритными огнями. Кроме того, на легковых автомобилях, а за последние годы и на грузовых автомобилях начали устанавливать световые указатели поворота. Это лампочки, расположенные по обеим сторонам впереди и сзади автомобиля, которые при соответствующем включении загораются мигающим светом и тем самым предупреждают о предстоящем повороте и его направлении.

 

 alt

 

На рис. 32 показана схема включения световых указателей поворота автомобиля ГАЗ-51А. Вся схема указателей в целом подключена к питающей цепи через плавкий предохранитель и включатель зажигания. От предохранителя цепь проходит через специальный прерыватель 5, создающий мигание света, к переключателю 4, к которому подключены две ветви: одна ветвь включает две лампочки — переднюю и заднюю, для сигнализации правого поворота, другая ветвь — такие же лампочки для сигнализации левого поворота. Каждая ветвь включается соответствующим положением переключателя. При включении указателей любого поворота включается индикаторная лампочка 3 на щитке приборов.

Индикаторная лампочка соединяется с массой через две другие лампочки указателей поворотов, которые в это время не включены переключателем поворотов. Эти две лампочки соединены параллельно друг другу, а в совокупности — последовательно контрольной лампочке. Поскольку у индикаторной лампочки сопротивление гораздо больше, чем общее сопротивление двух мощных лампочек сигнализатора, она горит, а основные лампочки не горят и являются лишь соединительными проводниками индикаторной лампочки с массой. У других автомобилей имеются отдельные индикаторные лампочки — для правого и для левого поворотов.

На схеме все указатели поворота показаны как отдельные лампочки. В действительности же только задние указатели представляют собой специальные фонари, а передние — это вторые нити двухконтактных лампочек в подфарниках. У легковых автомобилей все четыре указателя представляют собой вторые нити двухконтактных лампочек в подфарниках и задних фонарях. Изображение указателей в виде отдельных лампочек допущено также в развернутых схемах электрооборудования автомобилей, данных в приложении, с целью показать их отдельно от системы освещения. При этом схема соединения указателей проводами представлена так, как это имеет место в действительности.

Короткое замыкание в цепях указателей поворотов приведет к перегоранию плавкого предохранителя. Но к этому же предохранителю подключены контрольно-измерительные приборы и электродвигатель вентилятора обдува ветрового стекла (см. рис. 32). Следовательно, необходимо еще выяснить, в какой из этих цепей произошло короткое замыкание. Отключаем от предохранителя эти цепи, включаем контрольную лампочку вместо сгоревшего предохранителя и подключаем по очереди отключенные цепи обратно. При подключении исправной цепи лампочка загорится тускло, при подключении неисправной — ярко. Допустим, мы убедились, что короткое замыкание имеет место в цепях указателей поворотов. Далее мы ищем неисправный участок, переключая рычажок переключателя, отъединяя отдельные участки. Если при этом контрольная лампочка погаснет, то это значит, что неисправный участок отключен.

Обрыв ищем только на том участке, который относится к переставшей действовать лампочке. Этот участок легко выделить, пользуясь схемой, изображенной на рис. 32. Прерыватель и переключатель можно проверить, соединяя цепь отдельным проводником напрямую, мимо них. Эта операция называется замыканием, закорачиванием, шунтированием прерывателя или переключателя.

Между прочим, если перегорит одна из лампочек (или в ее цепи произойдет обрыв), то другая лампочка, указатель этой же стороны, а также индикаторная лампочка на щитке приборов будут мигать гораздо реже или будут тускло гореть не мигая, что может служить дополнительным признаком обрыва. Такое явление объясняется особенностями работы прерывателя. Ток в нем проходит то через биметаллическую пластину, то через контакты. Вначале контакты разомкнуты и ток идет через пластину, которая обладает значительным сопротивлением, и потому лампочки горят тускло. Биметаллическая пластина нагревается током, изгибается, и контакты замыкаются. Тогда лампочки загораются ярко. Пока ток идет через контакты, пластина остывает, и это снова приводит к размыканию контактов: лампочки мигают. Передняя и задняя лампочки указателей включены параллельно друг другу; при перегорании одной из них ток в цепи станет меньше, биметаллическая пластина будет нагреваться слабее и не сможет замыкать контакты. Поэтому другая лампочка и индикаторная лампочка на щитке мигать не будут.